Кафедра "Гидротехническое строительство"

История кафедры

Кафедра Гидротехническое строительство была образована в результате структурных объединений слиянием кафедр Гидротехнические сооружения, Строительная механика и водохозяйственное и дорожное строительство. Каждое направление имеет свою научную школу, историю развития.

Направление "Гидротехнические сооружения"


Создателем кафедры и ее первым заведующим (с 1923 г.) являлся М.М. Гришин, выпускник Петербургского института путей сообщения, основоположник научной школы отечественной гидротехники, доктор технических наук, профессор, действительный член (академик) Академии строительства и архитектуры СССР.

Среди сотрудников и питомцев кафедры известные в стране ученые-гидротехники, авторы учебников по гидротехническим сооружениям профессора И.М. Волков, П.Ф. Кононенко, И.К. Федичкин, В.С. Лапшенков, В.Н. Шкура, П.А.Михеев, В.С. Бондаренко, доценты В.П. Иванов, Б.П. Автономов и другие.

Гришин М.М

Васильев Г.Н.

Федичкин И.К.

Волков И.М.

Лапшенков В.С.

Михеев П.А.


Среди сотрудников и питомцев кафедры известные в стране ученые-гидротехники, авторы учебников по гидротехническим сооружениям профессора И.М. Волков, П.Ф. Кононенко, И.К. Федичкин, В.С. Лапшенков, В.С. Бондаренко, доценты В.П. Иванов, Б.П. Автономов и другие.

На кафедре в разные годы формировались и являются приоритетными научные направления:

  • «Грунтовые гидротехнические сооружения и их фильтрационный расчет» (проф. И.К. Федичкин, проф. П.Ф. Кононенко);
  • «Речные водозаборные сооружения» ( проф. И.М. Волков, проф. В.С. Бондаренко, доц. В.П. Иванов, доц. Г.Л. Лобанов);
  • «Рыбохозяйственная гидротехника» (проф. В.Н Шкура., проф. П,А. Михеев, проф. Н.А. Шелестова, проф. А.М. Анохин, проф. В.П. Боровской);
  • «Русловые процессы и гидротехника малых рек и водоемов» (проф. В.С. Лапшенков, проф. М.М. Мордвинцев, В. А. Белов).

Научная школа гидротехников в области рыбопропуска и рыбозащиты создана в 1974 году. Основателем школы является профессор В.Н. Шкура. Научно-технические разработки по этой проблеме защищены более 195 авторскими свидетельствами и патентами, легли в основу проектов и технологий ныне действующих рыбоохранных сооружений на многих водозаборах и гидроузлах России и зарубежья.

Научный потенциал школы « Русловые процессы и гидротехника малых рек и водоемов», позволяет участвовать в реализации федеральных, региональных проектов и программ, направленных: на восстановление и охрану водных объектов; разработку технологий и технических средств модернизации, реконструкции и строительства комплексных мелиоративных систем; разработку научно-методических основ и технологий экологически безопасного водопользования и эффективного функционирования мелиоративных и водохозяйственных объектов, на управление режимом рек, обеспечивающее улучшение экологического состояния, ландшафтно-рекреационную ценность и рациональное хозяйственное использование водных ресурсов водных объектов, на защиту водных и земельных ресурсов от антропогенного воздействия.

Ученые кафедры поддерживают тесные связи с профильными вузами и НИИ ближнего и дальнего зарубежья, являются членами Международной академии экологии и природопользования, Академии водохозяйственных наук, Российской экологической академии, международной комиссии по трансграничным водным объектам, межведомственной Ихтиологической комиссии по комплексному использованию водных ресурсов и охране водных экосистем, научно-технических советов департамента природных ресурсов по Южному федеральному округу.



Направление "Строительная механика"

Кафедра строительной механики Новочеркасского инженерно-мелиоративного института организована в 1907 году в составе Донского Политехнического института (ДПИ) с момента его основания, и ее история неразрывно связана с историей последней. В составе ДПИ функционировало четыре факультета - механический, химический, горный и инженерно-мелиоративный.

Первым заведующим кафедрой был ученик Н. А. Белелюбского (автора первого в России учебника “Строительная механика”), крупный ученый, инженер путей сообщения, ординарный профессор Николай Матвеевич Абрамов, который одновременно являлся и первым заведующим лабораторией испытания материалов, существовавшей как самостоятельное учреждение и носившее название – “Станция испытания материалов при ДПИ”. Станция была оснащена прессами Амслера и Мана на 30 и 300т, копром Клебе, приборами Михаэльса, Лешайтелье, Шумана и другим оборудованием. В дальнейшем оборудование станции использовалось при проведении лабораторных работ со студентами всех факультетов ДПИ.

Период до 1912 года характеризуется постепенным расширением программ практических и лабораторных занятий со студентами. Расширяется парк испытательных машин и приборов, проводятся большие работы по испытанию материалов для шлюзов р. Северный Донец, строительства новых железных дорог. Многие из этих работ выполнены под руководством Николая Матвеевича Абрамова.


Н. М. Абрамов

Н. А. Белелюбский

А. Н. Динник

А. П. Коробов

К. Б. Аксентян

Д. Д. Саввин

Л.В.Яицкий

В.И.Блохин




Николай Апполонович Белелюбский в 1862 г. окончил с золотой медалью Таганрогскую гимназию и в том же году поступил в Петербургский институт путей сообщения, который окончил в 1867 г., был занесен на мраморную доску и оставлен при институте в качестве репетитора. В ДПИ около трех лет (1910-1913гг.) работал крупнейший ученый, впоследствии академик Александр Николаевич Динник. В трудах института за эти годы опубликовано несколько его научных статей, в том числе и две его диссертации: «Приложение функций Бесселя к задачам теории упругости» и «Об устойчивости плоской фермы изгиба». В 1939-40гг. в Днепропетровске у академика Динника А.Н. защитили кандидатские диссертации преподаватели Л.Н. Воробьев и М.Я. Антипов. В 1910-1921гг. на кафедре работали: Эмиль Вольдемар Оскарович Цшохер (автор учебного пособия “Статика сооружений” (1914 г.) в трех частях); профессор Николай Николаевич Дьяков (автор изданных в 1925 году лекций по “Сопротивлению материалов” и “Статике сооружений”); академик Николай Николаевич Давиденков (работал на кафедре “Строительной механики” в 1920-1921гг, предложил “струнный” метод измерения деформаций; основные направления исследований – механика материалов и теория прочности) и др.

Основная деятельность Н.А.Белелюбского связана с расчетами и строи тельством мостов. Он первый предложил проектирование чисто решетчатых ферм без стоек, основным назначением которых было служить основой для прикрепления поперечных балок. Изучая производство работ по изготовлению мостов, он внес технические решения, улучшающие качество работ по изготовлению мостовой стали и ее обработке. Он первый поднял вопрос (1882 г.) о целесообразности применения литого железа в пролетных строениях мостов. Н.А.Белелюбский руководил комиссией по выработке “Нормального русского метрического сортамента”, проделав большую работу по изучению механических и физических свойств строительных материалов.

С 1907 по 1928гг. кафедрой заведовал Н.М. Абрамов; в списке его работ 142 публикации, большинство из которых посвящено исследованию железобетона, свойств льда и естественных камней, а также строительству портовых сооружений. Профессор Н.М. Абрамов опубликовал также ряд оригинальных учебников для студентов вузов: “Курс теории упругости” (1909 г.), “Основы статики сооружений” (1912 г.), “Испытание строительных материалов” (1913 г.), “Курс сопротивления материалов” (второе издание, 1915 г.). В 1924 году, в связи с двухгодичной командировкой Н. М. Абрамова по обследованию мостов на Северо-Кавказской железной дороге, заведующим кафедрой был приглашен профессор Александр Петрович Коробов (ученик известнейшего механика профессора С. П. Тимошенко), который был назначен также проректором по учебной и научной работе дальнейшем переименованный в Новочеркасский политехнический институт (НПИ). Круг научных интересов А.П. Коробова был весьма широк и включал вопросы устойчивости (устойчивость плоской формы изгиба полосы, приближенный расчет стоек на продольный изгиб и др.), теорию кривых брусьев (кривые брусья на упругом основании, расчет колес со спицами, метод начальных параметров). Большое внимание А.П. Коробов уделял созданию испытательных машин (универсальные рычажные машины, несколько типов гидравлических прессов, машины на растяжение, изгиб и др.), демонстрационных и измерительных приборов. С 1935 года НПИ получил право подготовки аспирантов и приема кандидатских диссертаций.

В 1948 г. Демьян ДемьяновичСаввин стал заведующим кафедрой строительной механики. В период с 1946 по 1949 гг. Д. Д. Саввиным предложена новая схема питания парового котла (в 1946 г.), оригинально решен вопрос о регистрации положения поверхности жидкости (1947 г.), получено авторское свидетельство на грузовой барометр (1948 г.), опуб-ликована статья об измерении малых деформаций (1949 г.), в которой описано усовершенствование прибора Мартенсона, позволяющее значительно увеличить точность непосредственных измерений деформаций как при осевом растяжении, сжатии, так и при деформациях изгиба. Д.Д. Саввин принимал активное участие (1949 г.) в проектировании и изготовлении лесной сеялки, создававшейся по инициативе М.Г. Слюсарева. В этот же период в институте под руковод-ством Д.Д. Саввина и при активном участии А.В. Канашинского были спроектированы и изготовлены в мастерских НИМИ 30 штук универсальных испытательных машин УИМ-5 для вузов страны (1947-48 гг.), контрольные динамометры (10 т., 5 т.) по заказам вузов и для собственных нужд.

С 1951 г. на кафедре работали А.П. Затолокин, Малышкина, Н.Т. Глазунова, доц. В.В. Рыковский. В этот период большое внимание уделялось учебной работе, стабилизировались и формировались курсы сопротивления материалов и строительной механики. С целью быстрейшего внедрения и изготовления испытательных машин Д.Д. Саввин в 1952 г., одновременно с работой на кафедре, занимал должность начальника экспериментальных мастерских.

В 1953-55 гг. в мастерских НИМИ для вузов страны были изготовлены испытательные прессы на 60 и 200 т., разработаны и изготовлены комплекты динамометров для взвешивания (развески) электровозов. В 50-е годы был начат большой цикл работ по созданию различных насосов для подъема воды на объекты сельскохозяйственного производства и водоснабжения. В 1954-55 гг. Д.Д. Саввиным совместно с А.В. Канашинским был разработан и изготовлен инерционный насос для подъема жидкостей из буровых скважин, на который было выдано авторское свидетельство «Инерционный насос».

В начале 50-х годов в поле зрения его научных интересов попали испытания на усталость и как увлекающаяся натура он достаточно много времени начал уделять этой работе, подключив к ней А.П. Затолокина. Закончив исследования вопроса об изгибе при знакопеременных нагрузках, в процессе которых была создана машина для испытаний металлических образцов на усталость, Д.Д. Саввин в 1956 г. на Ученом Совете строительного факультета НПИ успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему: «К вопросу об изгибе круглых вращающихся стержней за пределами упругости». Эта работа получила положительную оценку ряда крупных ученых. В частности, о ней очень высоко отзывался академик АН СССР, Герой Социалистического Труда Петр Александрович Ребиндер (1898-1972).

В период с 1951 по 1961 гг. доц. В.В.Рыковский разработал типовой расчет трубы с верхним криволинейным очертанием (Пятигорское отделение Южгипроводхоза), рассчитал трубу водовыпуска для Сенгелеевского водохранилища. В 1954 г. он же предложил определение интеграла произведения двух функций, одна из которых линейная, с помощью формул Симпсона. Этот прием нашел широкое применение в учебном процессе (по-видимому, впервые в стране) в НИМИ. Позднее этот же прием применял академик Украинской АН, проф. Н.В. Корноухов. Так как эта разработка была выполнена В.В. Рыковским и Н.В. Корноуховым независимо друг от друга, Н.В. Корноухов предложил В.В. Рыковскому, как инициатору и приоритетному разработчику этого приема, опубликовать свои материалы в центральной печати. В.В. Рыковский, в силу своего скромного характера и критической оценки своих разработок, в течение 3-4 лет не выполнил рекомендации Н.В. Корноухова, после чего появились публикации Н.В. Корноухова. Этот прием В.В. Рыковский, кроме строительной механики, широко использовал при расчетах орбит космических тел, что являлось его хобби.

В 1963 г. кафедра пополнилась выпускниками НИМИ – В.Я. Павловским, Г.Г. Наливайко, (в 1962 г. избран по конкурсу Л.В. Яицкий). Несколько позднее на кафедру пришли выпускники РГУ - В.Ф. Сафарова (1964 г.), А.И. Стрикалов, А.А. Повстяной. В 1965-67 гг. на кафедре (полставки) работал профессор НПИ Л.Н. Воробьев, который читал лекции студентам по сопротивлению материалов. В этот же период штат кафедры пополнился доцентами Ф.П. Лукьяновым, Л.Н. Казанковой, Г.Б. Глазманом, А.Г. Барласом.

Продолжилась работа по проектированию, совершенствованию и испытаниям насосов различной конструкции. Винтовой насос, представленный на ВДНХ, был отмечен наградой; велась работа над водоструйными установками, инерционными насосами. В этой работе под руководством Д.Д. Саввина активное участие принимали А.И. Стрикалов, А.А. Повстяной, Л.В. Яицкий, учебный мастер И.Г. Дьяконов. В 1968 г. за цикл работ по техническому обеспечению водоснабжения в сельском хозяйстве Д.Д. Саввину присваивается звание «Заслуженный мелиоратор РСФСР». Д.Д. Саввин заведовал кафедрой до 1971 года.

Оборудование лаборатории кафедры позволило в этот период провести ряд оригинальных исследовательских работ для Новочеркасского электродного завода - определение модуля упругости, коэффициента Пуассона, коэффициента линейного расширения различных модификаций графитовых материалов, используемых как в народном хозяйстве, так и в оборонной промышленности. В этой работе принимали участие А.И. Стрикалов, А.А. Повстяной, Л.В. Яицкий. В конце 60-х годов были установлены тесные связи с Новочеркасским заводом постоянных магнитов по испытанию различных модификаций магнитных материалов и изделий из них.

Л. В. Яицкий обучался в заочной аспирантуре у проф. Л. Н. Воробьева, подготовил кандидатскую диссертацию по исследованию тонкостенных стержней открытого профиля и успешно защитил ее в 1975 г, а в 1976 г. проф. Леонид Васильевич Яицкийвозглавил кафедру строительной механики, которой заведовал до 1984 г. За этот период, совместно с кафедрой инженерных конструкций, был предложен ряд разработок и рекомендаций по улучшению работы гидротехнических сооружений на оросительных системах Ростовской обл., Ташлинского дюкера в Ставропольском крае и др.


С 1971 по 1986 гг. заведующим кафедрой «Сопротивление материалов» был профессор Валентин Иванович Блохин, научные, интересы которого относились к области исследований механики жидкости (гидравлика).

С 1986 г. по 2014 гг. кафедрой «Строительная механика» руководил доктор технических наук, профессор, видный ученый в области водного хозяйства, прочности, надежности и безопасности гидротехнических сооружений Виктор Алексеевич Волосухин.

Разработки В. А. Волосухина по сооружениям и конструкциям водного хозяйства из полимерных материалов получили широкое распространение не только в Российской Федерации, но и в ведущих странах мира – США, Италии, Франции, Германии и др.

Только за последние 5 лет он выступил с докладами на 10-ти международных конгрессах конференциях (Италия, Бразилия, Китай и др.).

Профессор В.А. Волосухин на высоком профессиональном уровне совершенствует подготовку инженеров мелиоративного профиля. Им внесен весомый вклад в совершенствование подготовки мелиоративных кадров, разработку рабочих учебных планов и учебных программ дисциплин, сбор и обобщение материалов по истории НГМА (НИМИ), строительного образования на Дону и мелиоративного образования в России.

В 1996 г. на кафедру строительной механики переведены сотрудники кафедры инженерных конструкций (доценты А. И. Тищенко, Ю. К. Шемякин и др.).


Направление "Водохозяйственное и дорожное строительство"

История организации и развития кафедры начинается с 1972 г., когда была образована кафедра «Строительное дело» во главе с зав. кафедрой, доц., канд. техн. наук Питерским А.М.

Кафедра «Основания и фундаменты» была образована в ноябре 1975 г., заведующим кафедрой был избран доц., канд. техн. наук Шкура В.Н., а с 1980 по 1985 гг. кафедру возглавлял доц., канд. техн. наук Скальный В.С.

В 1985 г. произошло объединение этих кафедр в одну под названием - «Строительное дело, основания и фундаменты».

Затем последовала очередная реорганизация. К кафедре СД,ОиФ была присоединена кафедра «Инженерные конструкции». Заведующим объединенной кафедры стал доцент, канд. техн. наук Абуханов А.З., а с 2007 г. - проф., канд. техн. наук Белоконев Е. Н. 


В разные годы на кафедре работали: доц. Севастьянова Н.В., доц. Берков А.М.; доц. Золотько Е.П., проф., д-р техн.наук Мурзенко Ю.Н.; доц. Пузей Е.В.; доц.Знакомский В.Ф.; доц. Еремина И.В.; доц. Чернова Т.И.; доц. Васильева Р.В., доц. Белоконева Т.М., ст.преп. Мармарьян Т.М. ст.преп. Огородникова Г.М.; ст. преп. Шкуланов Е.И.; проф., д-р техн.наук Дыба В.П.; проф., д-р техн.наук Скибин Г.М.; доц., канд.техн.наук Шатов Ю.Ф. и другие преподаватели.

В 2010 году к кафедре «Строительное дело, основания и фундаменты» присоединили кафедру «Инженерная графика и поисковое конструирование».

В 2014 году кафедру «Строительное дело, основания и фундаменты» переименовали в кафедру «Водохозяйственное и дорожное строительство».