Кафедра истории, философии и социальных технологий

Учебно-методическая работа

Коллективом кафедры истории, философии и социальных технологий подготовлены учебные и учебно-методические пособия по таким федеральным дисциплинам гуманитарного профиля, как: отечественная история, культурология, социология и политология. Кафедра обеспечивает чтение целого ряда обще-профессиональных и специальных дисциплин, программ подготовки специалиста по социальной работе (бакалавра социальной работы). К их числу следует отнести: антропология, культурология, социальная политика, история социальной работы, технология социальной работы, теория социальной работы, семьеведение, гендерология и феминология, профессионально-этические основы социальной работы, конфликтология, прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе, социальная работа с военнослужащими, социальная работа с молодежью, социальная работа в сельской местности, социальная квалиметрия, гендерные исследования в социальной работе, медико-социальные основы социальной работы, основы социальной медицины и др.

За последние годы кафедрой были подготовлены не только учебно-методические пособия по вышеперечисленным курсам, но также учебники и учебные пособия, изданные издательствами федерального уровня. В их числе:

  1. Теория социальной работы для бакалавров: учебник / С.И. Самыгин, И.В. Тумайкин, П.Я. Циткилов и др. Ростов-н/Д, Феникс, 2016.
  2. Циткилов П.Я. Семьеведение: учебник / П.Я. Циткилов. – Москва : РУСАЙНС, 2017. – 320 с. (Бакалавриат) (20,0 п.л.).
  3. Агапов Е.П., Кайгородова Л.А., Карельская Л.П., Никулина М.А., Папа О.М., Фурдей С.Г., Циткилов П.Я. Социальная работа: 100 вопросов и ответов. Учебное пособие / Луганск, 2017.
  4. Руденко А.М., Самыгин С.И., Бандурин А.П., Загутин Д.С., Латышева А.Т., Тахтамышев В.Г., Кротов Д.В., Голобородько А.Ю. Философия. Конспект лекций / Ростов-на-Дону, 2017. – 252 с.

Сотрудниками кафедры за последние 5 лет опубликовано более 120 научно-методических статей, более 70 тезисов по итогам участия в научных и методических конференциях, в том числе всероссийских и международных. Кафедрой изданы пособия с грифами УМО и Минобразования. Среди них необходимо отметить «Социальная философия» (под. ред. Николаевой Л.С.; Гриф УМО и гриф Минобразования), «Социология» (Гриф УМО по образованию в области соц. работы), «Философия» (под ред. Л.С. Николаевой; Гриф Министерства образования Ростовской области), «Социология» (под ред. Л.С. Николаевой; Гриф Министерства образования Ростовской области), «Философия – экзаменационные ответы» (под ред. Л.С. Николаевой), «Психология и педагогика для технических вузов» (Гриф Министерства образования РФ), «Педагогика и психология высшей школы» (Гриф МО РФ), «Психология: учебник для вузов» (Гриф МО РФ).

Преподаватели кафедры разработали новые курсы: «Общая и профессиональная педагогика» (Т.В. Слезко), «Психология делового общения», «Современный деловой этикет», «Политология» (под ред. Л.С. Николаевой; Гриф МО Ростовской области), «Культурология: 100 экзаменационных ответов) (Диплом за лучшую книгу г. Сочи).

Кафедрой разработаны учебные пособия для магистров и аспирантов «История и философия науки» (Гриф Минсельхоза РФ), «Эколого-мелиоративные проблемы в научном знании (Гриф Минсельхоза РФ), «История и философия науки в области экологии», «История и философия науки. Философские проблемы естествознания» (Гриф Минсельхоза РФ).

Преподаватели кафедры на высоком профессиональном уровне проводят практические занятия, читают лекции, обеспечивая их методическими разработками, как в печатном, так и в электронном виде. По таким дисциплинам как «Технология социальной работы», «Проектирование и прогнозирование в социальной работе» студенты готовят курсовые работы. Многие из них содержат обстоятельные исследовательские разделы, что формирует необходимые навыки для подготовки выпускных квалификационных работ по направлению подготовки «Социальная работа».

Сотрудники кафедры активно участвуют в работе факультета довузовской подготовки, обеспечивая его деятельность методически и практически. В настоящее время сотрудниками кафедры ведется подготовка по таким дополнительным образовательным программам как «социальная работа», «педагогическое образование» и «вожатые».

На кафедре регулярно проводятся заседания учебно-методических секций, посвященных различным вопросам улучшения методики преподавания, внедрения в учебный процесс новых технологий обучения в соответствии с требованиями ГОС ВО третьего поколения. С целью улучшения качества подготовки высококвалифицированных специалистов на базе кафедры создана и функционирует специализированная лаборатория (ауд. 223), в котором ведется освоение и внедрение в учебный процесс современных способов обучения студентов. Для повышения эффективности контроля и оценки качества знаний студентов внедрено в учебный процесс компьютерное тестирование.


Воспитательная работа

Одним из важных направлений деятельности кафедры является воспитательная работа. Профессорско-преподавательский коллектив кафедры системно занимается нравственным и патриотическим воспитанием. Для этого используются лекционные, семинарские занятия, индивидуальные беседы. С этой целью сотрудники кафедры принимают участие в конференциях, «круглых столах», организуемых для студентов во внеурочное время по инициативе библиотеки, воспитательного отдела академии, а также в рамках кафедрального студенческого научного кружка. В декабре 2016 года состоялось заседание дискуссионного клуба кафедры на тему «Советское общество во второй половине 1950-х – 1970-е годы», в работе которого приняли активное участие студенты различных факультетов. 27 февраля 2018 г. по инициативе кафедры было проведено заседание дискуссионного клуба по теме «Духовность и нравственность как составляющие современной культуры», в работе которого приняли участие протоиерей о. Александр (Луканенко), кандидат исторических наук, преподаватель Донской духовной семинарии, научный сотрудник Южного научного центра РАН Алла Валерьевна Шадрина, сотрудники кафедры, аспиранты и студенты.

Коллектив кафедры истории, философии и социальных технологий располагает значительным интеллектуальным потенциалом необходимым для успешного решения сложных задач общегуманитарного и социального образования.