Факультет инженерно-мелиоративный

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

История ИМФ, старейшего структурного подразделения НИМИ ДГАУ началась свыше ста лет назад. Предком ИМФ был инженерно-строительный факультет Варшавского политехнического института, переведенный в Новочеркасск, и открытый в составе Донского политехнического института (ДПИ) 5(18) октября 1907 года как инженерно-мелиоративный факультет.

Первым деканом инженерно - мелиоративного факультета стал (с 1907 по 1908 гг.) известный гидротехник, профессор Виктор Иосифович Дейч, бывший ректор Варшавского политехнического института.

В 1912 году была проведена реорганизация факультета в инженерно-мелиоративное отделение сельскохозяйственного факультета ДПИ, однако в 1918 году сельскохозяйственный факультет был расформирован с разделением на два факультета: сельскохозяйственный (бывшее агрономическое отделение) и инженерно-мелиоративный (бывшее инженерно-мелиоративное отделение). Инженерно-мелиоративный факультет выпускал в то время инженеров по водному хозяйству и мелиорации и имел следующие отделения: мелиорации земель; мелиорации вод; мелиорации населенных мест.

В 1922 году сельскохозяйственный факультет был изъят из состава ДПИ и присоединен к Донскому институту сельского хозяйства и мелиораций (ДИСХиМ), преобразованного из Донского сельскохозяйственного института (ДонСХИн). В то время ДИСХиМ имел два факультета – агрономический и мелиоративный.

Таким образом, к концу двадцатых годов прошлого века в Новочеркасске сложились две ветви мелиоративного образования: на базе научной школы агролесомелиораций мелиоративного факультета ДИСХиМа и на базе школы гидротехнических мелиораций инженерно-мелиоративного факультета ДПИ.

В ходе реформирования системы высшего образования страны в 1930 году ДПИ (ныне ЮРГПУ) был разделен на семь самостоятельных отраслевых вузов, а ДИСХиМ был реорганизован в два института: Северо-Кавказский краевой институт зерновых культур (ныне ДонскойГАУ) и Северо-Кавказский институт водного хозяйства и мелиорации (СКИВХиМ). При этом специалисты в области гидротехники и мелиорации из ДПИ были переведены на работу в СКИВХиМ.

В феврале 1933 года в результате очередной реорганизации на базе СКИВХиМ был создан Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт (НИМИ) с крупнейшим факультетом – гидротехническим.

В последующие 50 лет факультет несколько раз переименовывался, а в 2016 году путем объединения со строительным факультетом он получил первоначальное наименование "Инженерно-мелиоративный факультет".


Ниже приводится историческая справка менявшихся названий института:

  • 1907 г. Инженерно-мелиоративный факультет ДПИ
  • 1912 г. Инженерно-мелиоративное отделение Сельскохозяйственного факультета ДПИ
  • 1918 г. Инженерно-мелиоративный факультет ДПИ
  • 1930 г. Отделения гидротехнических сооружений, утилизации водной энергии, сельскохозяйственных мелиораций и сельскохозяйственного водоснабжения СКИВХиМ
  • 1933 г. Гидротехнический факультет НИМИ
  • 1956 г. Гидромелиоративный факультет НИМИ
  • 1992 г. Факультет водного хозяйства и мелиорации
  • 1995 г. Факультет природообустройства НИМИ
  • 1996 г. Инженерно-мелиоративный факультет НГМА
  • 2002 г. Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт НГМА
  • 2009 г. Факультет природообустройства НИМИ
  • 2011 г. Водохозяйственный факультет
  • 2014 г. Факультет водного хозяйства и мелиорации НИМИ Донской ГАУ
  • Инженерно-мелиоративный факультет НИМИ Донской ГАУ



КАФЕДРЫ ФАКУЛЬТЕТА

  • Водоснабжение и использование водных ресурсов (заведующий кафедрой – профессор, к.т.н. Гурин Константин Георгиевич);
  • Техносферная безопасность, мелиорация и природообустройство (заведующий кафедрой – профессор, к.т.н. Дьяков Владимир Петрович);
  • Гидротехническое строительство (заведующий кафедрой – профессор, д.т.н. Ткачев Александр Александрович);

  • КАДРОВЫЙ СОСТАВ


    Учебный процесс на факультете обеспечивают 76 человек профессорско-преподавательского состава, в том числе 14 докторов и 43 кандидата наук, 5 человек без степени. Численность профессорско-преподавательского состава с учёными степенями - 78%. Учебно-вспомогательный персонал на кафедрах факультета составляет 15 человек.

    На факультете работают 2 Заслуженных деятеля науки РФ; 1 Заслуженный мелиоратор; 1 Почетный мелиоратор; 2 Почетных работника высшего профессионального образования РФ.


    УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


    Обучение бакалавров по направлениям «Природообустройство и водопользование», «Техносферная безопасность» и «Строительство» по очной форме обучения составляет 4 года, по заочной – 5 лет. Обучение магистров по направлению «Природообустройство и водопользование» и «Строительство» по очной форме обучения составляет 2 года, по заочной – 2,5 года. Обучение проводится как на бюджетной, так и на коммерческой основе.

    С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся и реализации компетентностного подхода в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

    При реализации профессиональных образовательных программ предусмотрены следующие виды контроля знаний студентов: рейтинг, коллоквиум, тестирование по отдельным разделам дисциплины, текущий контроль и рубежный (семестровый) контроль (зачет или экзамен).

    Зачеты и экзамены принимаются у студентов в системном порядке, по соответствующему расписанию и утвержденным кафедрами контрольным вопросам, информация о которых дается в самом начале семестров. Форма экзамена (письменная или устная) оговаривается преподавателем заранее, о чем студенты обязательно предупреждаются в начале семестра.

    Студенты факультета полностью обеспечены обязательной и дополнительной учебно-методической литературой по всем преподаваемым дисциплинам как в печатном так и в электронном виде.

    Уже с первого курса студентам назначается базовая академическая стипендия, а по результатам экзаменационных сессий – повышенная. Лучшие в учебе и науке поощряются стипендиями Фонда развития жилищного строительства (Фонд РЖС, г. Москва), стипендиями имени А.К. Кортунова (Фонд «Российский Союз Нефтегазостроителей», г. Москва), стипендией главы администрации Ростовской области, стипендиями Президента и правительства РФ.

    Всего на факультете обучается около 900 студентов по очной и заочной формам обучения.

    Материально-техническая база факультета способствует формированию специалистов, отвечающих современным требованиям производства. В составе факультета: специализированные лекционные аудитории с презентационным оборудованием; специализированные аудитории для практических занятий с макетами гидротехнических сооружений; лаборатории мелиоративных технологий; учебные лаборатории с действующими моделями более чем 30 типов гидротехнических сооружений; грунтовая лаборатория и лаборатория испытания материалов и конструкций; лаборатория теории горения и взрыва; лаборатория производственной и пожарной автоматики; лаборатория электротехники и электроники.

    Также имеются шесть компьютерных классов для дипломного проектирования, учебной и самостоятельной работы студентов и аспирантов.


    НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


    Практически все НИР проводятся в рамках четырех научных школ:

    мелиоративная научная школа с направлениями «Эксплуатация мелиоративных систем» под руководством д.т.н, чл.-кор. РАН, проф. В.И.Ольгаренко; «Экологическая безопасность в природообустройстве» под руководством д.т.н, проф. В.Л.Бондаренко (каф. ТБМиП);

    гидротехническая научная школа с направлениями «Рыбохозяйственная гидротехника» под руководством д.т.н, , проф. П.А.Михеева; «Безопасность гидротехнических сооружений» под руководством д.т.н., проф. В.А. Волосухина (каф. ГТС);

    научная школа с направлением «Рациональное водопользование и охрана вод» под руководством д.т.н., проф. А.Е. Косолапова (каф. ВиИВР);

    гидравлическая научная школа с направлением «Гидротехнические сооружения мелиоративных и водохозяйственных систем и объектов» под руководством д.т.н., проф. В.А. Белова (каф. ГТС).

    Научные исследования проводятся на факультете в рамках госбюджетной и хоздоговорной научно-исследовательской работы по темам:

    Мелиоративные исследования направлены на: мониторинг состояния и управления плодородием агроландшафтов Юга России; разработку технологий комплексной экологически безопасной мелиорации земель, обеспечивающей расширенное воспроизводство и сохранение плодородия почв в условиях Северного Кавказа; разработку и совершенствование ресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур на эколого-ландшафтной основе; разработку принципов создания мелиоративных систем многоцелевого использования и технологии их эксплуатации; разработку технологии повышения устойчивости и эффективности защитных лесных экосистем в агролесоландшафтах южных регионов; создание высокоэффективных экологически безопасных систем устойчивого кормопроизводства на мелиорированных землях; разработку технологий биологической рекультивации золоотвалов тепловых электростанций и шламонакопителей.

    Гидротехнические исследования направлены на: разработку ресурсосберегающих технологий проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации гидромелиоративных систем и сооружений; разработку технологий и технических средств модернизации, реконструкции и строительства комплексных мелиоративных систем; разработку научно-методических основ и технологий экологически безопасного водопользования и эффективного функционирования мелиоративных и водохозяйственных объектов.


    УЧЕБНЫЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ


    Комплекс практик, предусмотренных учебными планами, способствует формированию целостной системы знаний по избранному виду деятельности, закрепляет его. Студенты получают возможность применить знания на практике.

    Производственные практики дают студентам первый производственный опыт, навыки работы в производственном коллективе. В процессе практики студенты наблюдают, анализируют и осваивают опыт организаторской работы и работы в трудовом коллективе, знакомятся с вопросами эксплуатации, экологическими вопросами и вопросами безопасности.

    Согласно заключенным договорам после второго и третьего курса студенты проходят производственные практики на предприятиях соответствующих отраслей. Среди них такие крупные, как ООО «Лукойл-ЭКОэнерго» (г. Ростов-на-Дону); ФГУ «Ростовмелиоводхоз»; ФГУ «Кубаньмелиоводхоз» (г. Краснодар); ФГУ «Южводпроект» (г. Ростов-на-Дону); ОАО «Лебединский горно-обогатительный комбинат» (г. Губкин Белгородская область); ФГКУ "5 отряд Федеральной пожарной службы по Ростовской области" (г. Новочеркасск); ГБУ КК «Краевой лесопожарный центр» (Краснодарский край, ст. Елизаветинская); ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» (г. Ростов-на-Дону); ФГБНУ «Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации» (г.Новочеркасск).

    На практике студенты закрепляют теоретические знания, а работодатели имеют возможность подобрать среди них кадры для дальнейшего трудоустройства.


    БЫТ И ДОСУГ СТУДЕНТОВ


    Студенты-очники обучаются в первую смену 5 дней в неделю. На период обучения всем желающим предоставляются общежития.

    Студентам факультета открыты все возможности для занятий спортом. В институте работают секции по пауэрлифтингу, тяжёлой атлетике, борьбе самбо и дзюдо, греко-римской борьбе, волейболу, баскетболу, футболу, шахматам, бадминтону, аэробике, лёгкой атлетике, большому и настольному теннису, мини-футболу и другим видам спорта.

    Ежегодно проводятся спартакиада первокурсников, общеинститутская студенческая спартакиада, новогодние турниры и личные первенства по различным видам спорта, межвузовские, областные и международные соревнования.

    Также студенты могут участвовать в общественной и культурной жизни вуза – волонтерских и студенческих отрядах, студенческом Совете НИМИ, фестивалях, заниматься в студиях дома культуры НИМИ ДГАУ, участвовать в КВН.

    К услугам студентов современная столовая и буфеты с горячими обедами, холодными блюдами и выпечкой.